«Шансов, что меня съедят мало...» - говорит Виктор Охотин, житель Монако
Сегодня он плывет во льдах Антарктиды, через неделю спасается от жары в песках Сахары, а потом держит курс в опасный Афганистан. Путешественник, бывший бизнесмен, а сейчас обычный житель княжества Монако. Он уже объехал 149 государств. Его цель увидеть весь мир, но зачем? Читайте в нашем эксклюзивном интервью.
Виктор Охотин – родился в Москве в 1964 году в семье официантки и сантехника. Закончил институт физкультуры в Москве. В 19 лет у Виктора родился сын. В конце 80-х открыл кооператив по сбору бутылок, который стал самым большим по объемам в Москве, затем производство по переработке старых вычислительных машин, с целью извлечения драгоценных металлов, содержащихся в их деталях. В 1999 году появился первый магазин «Космос Золото», который в дальнейшем стал сетью ювелирных салонов. А в 2003 году Виктор Охотин с партне- рами открыл несколько казино в России и Казахстане. В конце 2010 года Виктор Охотин переехал жить в Монако.
Виктор, восемь лет назад вы переехали на постоянное место жительство в Монако и решили объехать весь мир. Откуда появилось такое желание?
В конце 2010 года я, можно сказать, вышел на пенсию. Я понимал, что у меня будет много свободного времени и нужно было решить, как им правильно воспользоваться.
Почему решил объехать весь мир?
Здесь нет однозначного ответа, поэтому причин несколько. У меня много свободного времени, я действительно желаю увидеть мир, и это мне нравится. А еще мне хочется быть интересным для моих будущих внуков. Мне кажется - это классно иметь дедушку, который объехал все страны мира.
Почему вы решили делиться своими путешествиями на просторах социальной сети? Вам нравится быть не только путешественником, но и популярным тревел-блогером?
Совсем нет! У меня, напротив, отсутствует такая цель. Причина, по которой была создана страница в Facebook, в другом. У меня осталось много фотографий от дедушки и мамы, которая рано ушла из жизни. И вот смотрю на этот архив и не знаю, кто на фотографиях и по какому поводу была сделана та или иная. Поэтому я решил систематизировать свой архив, так, чтобы он был интересен для моих потомков, сопровождая все свои фотографии, сделанные в путешествиях, своими комментариями. Платформа Facebook очень подходит для этих целей. Да и отзывы моих современников наверняка тоже будут интересны. Открыв страницу, я добавил в друзья лишь несколько человек, которых я знал лично.
На сегодня почти 7 тысяч подписчиков пришли сами. Им интересно следить за моими приключениями, и я рад ими делиться.
У вас есть план, согласно которому вы выбираете новую страну? И что для вас главное в новом путешествии?
Есть список стран ООН, в котором сегодня 193 страны, 139 из них я уже посетил. Всего на земле можно насчитать около 300 территорий. В это число входят официальные государства, зависимые от другого государства территории, непризнанные территории, частично признанные страны. На сегодняшний день я выбираю страны и территории, которые находятся как можно дальше от дома и с тяжелыми бытовыми условиями. Через месяц мне 54 года, и здоровье пока позволяет совершать длительные и трудные маршруты. Например, в этом году я был в Чаде, и мне пришлось 12 дней провести в палатке и с ограниченным количеством воды. Хорошее испытание. Через несколько лет так будет сделать сложнее.
По моим прогнозам, мне нужно еще 3-4 года, чтобы завершить список стран ООН. А в каждой новой стране я стараюсь увидеть как можно больше: это и достопримечательности, и местный быт, и гастрономия. Я должен почувствовать эту страну, должно сложиться полное впечатление о ней.
Например, несколько лет назад я был в Буркина-Фасо проездом. Посмотрел кое-что, и мне показалось, что страна ничем не примечательная. А потом разговорился со своим товарищем, который был очарован этим государством. Я решил вернуться и не пожалел.
Вы вернулись из Чада, были в Афганистане и других странах, где не просто трудные маршруты, но и обстановка, мягко сказать, опасная. Конечно, мальчику, выросшему в простой советской семье, к трудностям не привыкать, но вы уже давно можете позволить себе комфортную жизнь. Ночевки в палатке, военные угрозы – это некий способ получить порцию адреналина и экзотики?
Не совсем. Когда я поставил себе цель увидеть мир, то отдавал себе отчет, что во многих государствах нет европейских условий.
В том же Чаде все самое интересное находится на севере страны, но, чтобы туда попасть, нужно провести три дня в машине, а ночи проводить в палатке. Просто там нет гостиниц. Что касается Афганистана, то сразу скажу: перед посещением были сомнения. Я ведь не изображаю из себя героя, а тоже испытываю страх и не стесняюсь этого. Поэтому в эту страну я поехал без друзей, без группы.
В критических условиях я не хочу быть кому-то опорой, и мне при таких обстоятельствах не нужна опора самому. И, кстати, Афганистан достаточно интересная страна. Еще в начале моих путешествий я был в Демократической Республике Конго, в тот момент, когда её ненадолго открыли для посещений. Мы путешествовали в сопровождении вооруженного взвода. И был такой момент, что переезд из одного места в другое был возможен только по договоренности с полевыми командирами. И вот, пересекая этот район, вдоль дороги цепью выстроились люди с автоматами, я поймал себя на мысли, что боюсь, и страх, поверьте был сильный. Понимал, что сейчас может случиться все, что угодно. Но хочу заметить, опасные ситуации могут случиться везде. Виктор показывает фотографии из Джибути, где он плавает рядом с большой акулой: - Смотрите, это китовая акула, она не хищная.
А вот эти черноперые акулы, с которыми я плавал в Индийском океане в Дурбане, опасный хищник. Местный гид прыгает из лодки и плавает рядом, значит, не так опасно? Поэтому я прыгаю тоже. Шансов, что меня съедят, мало. Если бы было много, то этого гида съели бы уже давно, а он двадцать лет возит сюда туристов. Мне нравятся та-кие ощущения, которые дают адреналин.
Но я стараюсь не переходить черту. На телефоне Виктор вновь демонстрирует видео прогулки со львом: - Встреча с ним в Сенегале была запланирована заранее. Поэтому, мне кажется, организаторы прогулки все рассчитали заранее, и лев был сыт (смеется).
В одной из ваших поездок в Антарктиду вы сфотографировались с двумя такими типичными русскими пенсионерками. Эти женщины на фоне ледяных пейзажей Антарктиды смотрятся удивительно – мы привыкли видеть путешествующих европейских пенсионеров, но не российских. Много наших соотечественников, на ваш взгляд, совершают такие «нестандартные» путешествия?
Я думаю, что во всей России найдется примерно 200 человек, которые, как и я, едут в Центрально-Африканскую республику, Нигерию, Чад, Судан или вовсе на край света в Антарктиду.
Остальные выбирают более привычные туристические страны и маршруты, со стандартным набором: отель (all inclusive), лежак на пляже и экскурсия по ближайшим достопримечательностям. Поэтому мне было особенно приятно в той поездке встретить этих пенсионерок - моих соотечественниц.
Как вы собираетесь в поездку? Есть какой-то стандартный чемодан со всем необходимым?
Да, есть такая сумка. В ней трусы, майки, теплая одежда, количество зависит от страны, в которую лечу. Если знаю, что там будет возможность постирать, беру меньше вещей. Кроме того, у меня с собой всегда гречневая каша, кипятильник, термос и сушеная черника. Я завариваю себе кашу на ночь. Это мой стандартный завтрак. Часто беру консервы тунца.
Сегодня, когда вы объехали почти 150 стран, изменилось ли как-то ваше восприятие мира, может что-то переоценили?
Думаю, нет, скорее, наоборот эти путешествия подтвердили мое изначальное восприятие мира. Увидев огромное количество разных народов, их традиций, могу сказать уже известную всем истину: «Все люди разные и живут по-разному». Но все они по-своему счастливы. Глобализация, которая происходит, на мой взгляд, только мешает. Когда одна страна лезет в другую со своим уставом, со своими правилами, возникают конфликты.
Если упростить до пары предложений, то описать можно это вот так… Живет некий африканец в своем шалаше. На наш взгляд он беден и несчастен, мы его пытаемся заселить в дом с кондиционером. А ему это непонятно. Богатый человек в некоторых частях Африки может жить в дырявой хижине, но при этом у него будет много коров. Их богатство измеряется количеством скотины, а не размером дома. А теперь представьте: какими-то правдами и неправдами такой человек попадает в Европу, его селят в квартиру, где зимой холодно. И он разбирает паркет и разжигает огонь. Просто потому, что ему холодно, а паркет для него не имеет никакой цены. Мы говорим, что они дикари. Но это их образ жизни.
Я считаю, что не нужно влезать в культуру и жизнь других народов. Вмешательство должно носить только гуманитарный характер, например, в организации необходимой медицинской помощи людям.
Объехав большую часть мира, вы каждый раз возвращаетесь домой, в Монако. Чем вам нравится Княжество?
Всем! Начиная от отсутствия политики в моей жизни обывателя и адекватности законов, кончая погодой и тем, что в отличие от других курортов, жизнь в Монако наполнена различными событиями круглогодично. А не так, как, например, в очень любимых мной Каннах, где жизнь кипит от фестиваля до другого, или выставки, проходящих во Дворце Фестивалей на Круазетт. Не говоря уже о других местах на Лазурном берегу, которые засыпают на полгода с октября по апрель. В Монако круглый год своя опера, балет, симфонический оркестр.
Сюда приглашают известных солистов со всего мира в свои постановки и концерты. Плюс люблю «Летний фестиваль», в рамках которого я увидел и услышал всех мировых звезд. Нужно добавить, что в отличие от французского Лазурного берега, Монако очень космополитичное место, и здесь с тобой будут с удовольствием общаться на любом языке: английском или итальянском, а во многих местах и на русском. Ну, и конечно, безопасность в быту, которая здесь возведена в культ. Мне нравится, что в Княжестве есть и русскоязычная пресса.
Особенно люблю вашу газету от ServiceAzur, где много интересных и полезных материалов. Пользуясь случаем хочу пожелать вам процветания и успехов.
Наталья Копаева-Ребё