Щелкунчик в Монако
Наталия Касаткина – бессменный руководитель государственного академического Театра Классического Балета. Начиная с 1977 года она возглавляла театр вместе со своим супругом, выдающимся хореографом Владимиром Василёвым. 23 августа 2017 года он ушел из жизни в возрасте 86 лет. Одна из лучших совместных постановок театра – «Щелкунчик» – будет показана в Монако 28, 29 и 30 декабря.
.
Вот уже долгие годы вы возглавляете Театра Классического Балета. Как все начиналось?
Наш коллектив начинался с концертного ансамбля «Молодой балет», который был создан великим Игорем Моисеевым – весь мир знает его как создателя и художественного руководителя знаменитого ансамбля народного танца. Игорь Александрович в 60-е годы понял необходимость создания концертного ансамбля именно классического балета, коллектива мобильного, который мог бы широко гастролировать, прежде всего в тех городах, где нет стационарных музыкальных театров, знакомить самую широкую публику с искусством классического танца. И эту задачу новый коллектив блестяще решил. В нем начинали свой творческий пусть многие знаменитые артисты балета и балетмейстеры, достаточно назвать только Александра Годунова и Дмитрия Брянцева. Но после того, как Игорь Моисеев отошел от руководства труппой, коллектив вступил в непростой период. Моисеев с большим интересом относился к нашему творчеству, видел все наши с Владимиром Василёвым постановки, неоднократно рекомендовал их для включения в программы зарубежных гастролей Большого театра. Именно он порекомендовал Министерству культуры наши кандидатуры в качестве новых руководителей коллектива. И в 1977 году мы пришли. И ниразу не пожалели об этом. Здесь наша жизнь, наш дом, наша семья.
Балет — это ваш выбор или выбор судьбы?
Конечно, выбор судьбы. Не знаю, откуда ко мне пришло желание танцевать, оно с самого детства было очень естественным. У меня обнаружили абсолютный слух, я играла на скрипке, имела отличные оценки, но ничего, кроме танца, не хотела, как бы меня ни «запихивали» в скрипку. Мой педагог, профессор Левин, просто плакал, когда я все же ушла из музыкальной школы. Но и слух, и приобретенные навыки, конечно, очень помогли мне и во время учебы в хореографическом училище, где у нас тоже были занятия музыкой, и, особенно, в работе не только балетмейстера, но постановщика оперных спектаклей. В нашем с Владимиром Василёвым «послужном списке» - три таких спектакля в Мариинском театре и один – в Большом.
Какими главными критериями вы руководствовались, какие цели ставили, создавая свой коллектив?
Нашей целью было сделать из коллектива, в который мы пришли, настоящий балетный театр. А критерии – это Большой театр, в котором мы сформировались и выросли и как артисты, и как балетмейстеры. Мы хотели привнести в труппу все, чему нас научили наши великие педагоги,все, что мы получили от великих балетмейстеров, с которыми работали. Мы счастливы, что сумели пригласить в наш коллектив педагогов-репетиторов, которые, как и мы, формировались в Большом театре, сумели сохранить преемственность школы. Это очень важно – будучи открытыми всему новому, стоять на прочной классической основе.
Репертуар вашего театра разнообразен, большинство постановок со сложной драматургией: Дон Кихот, Жизель, Ромео и Джульетта. На ваш взгляд насколько танец способен выразить мысли гениев, писавших эти произведения?
Танец абсолютно, стопроцентно может выразить любую, самую сложную драматургию. Важно, чтобы «переводчик» великой литературы (в данном случае, я имею в виду балетмейстера) знал литературный первоисточник досконально и безупречно владел тем богатством, которое предоставляет хореографический язык, умел подчинить его целям драматургии. Чтобы спектакль был понятен зрителю.
Вы руководители известного театра классического балета. Скажите в чем разница балета ХХ века и ХХI? И чем отличаются зрители разных времен?
Я не вижу особой разницы. Рубеж, наверное, прошел в середине прошлого века и в 60-е годы, когда стали создавать спектакли на музыку, написанную не специально для балета, когда отказались от так называемого «драмбалета», когда появился балетный «симфонизм»… А зрители – как я уже говорила выше, им должно быть интересно и понятно. И в XX веке так было, и сейчас так, и в XXII и последующих веках так будет.
Ваш творческий путь непрерывно связан с Владимиром Василёвым, расскажите, как вам удается справляться с управлением театра самой?
С управлением справляться как раз не так трудно, у нас в театре замечательная команда профес- сионалов. Сложнее с постановками новых спектаклей. Шестьдесят четыре года мы были вместе с Владимиром Василёвым, стали единым организмом, единым целым, все делали вместе, и наша хореография была «совместным ребенком». Поразительно, но сейчас, когда я работаю в зале с артистами над новым спектаклем, у меня нет ощущения, что я делаю это одна… Настолько мы «проросли» друг в друга, что рождающаяся хореография продолжает оставаться общей…
Многие говорят об элитарности классики, вы согласны с ними?
Я не соглашусь с утверждением, что классическое искусство становится все более элитарным. Доказательство тому – переполненные залы на наших спектаклях не только в Москве, но и в российских регионах, в том числе в городах, где нет театров оперы и балета. Интерес зрителей огромный, причем не только к традиционной классике, но и достаточно сложным спектаклям. То же самое мы видим на зарубежных гастролях. Например, не так давно мы вернулись из Таиланда, где в программу гастролей входили и балеты на музыку Игоря Стравинского «Жар-Птица» и «Весна священная». Был потрясающий прием, наверное, самый дорогой для нас абсолютная тишина сразу по окончании спектакля, а потом настоящий шквал аплодисментов, когда публика никак не хочет отпускать артистов.
Вы работаете с молодыми артистами, возраст вашей труппы от 17 до 23 лет, тяжело ли найти подход к новому поколению? В чем ваш секрет?
Да, большинство наших артистов совсем молоды. Но секрета никакого нет. Мне и педагогам легко с ними общаться. Молодые артисты быстро перенимают специфику наших спектаклей у более старших коллег.
Без каких людей не было артиста и человека Наталии Касаткиной?
Без моей мамы, писательницы Анны Кардашовой и моего отца, инженера Дмитрия Касаткина. Без моего педагога в хореографическом училище Суламифи Мессерер. Без тех великих, с кем мы работали в Большом театре, - Галины Улановой, Марины Семеновой, Леонида Лавровского…без моего супруга Владимира Василёва без потрясающих композиторов, с которыми мы вместе создавали спектакли – Андрея Петрова, Николая Каретникова. Я могу очень долго перечислять…
Есть такая строчка у Визбора: “И даже в области балета мы впереди планеты всей”. Как вы считаете, сегодня русская школа удерживает лидерство в балетном искусстве?
Бесспорно, да. Выдающаяся отечественная классическая школа это лидерство удерживает. Во многих мировых труппах и хореографических школах – педагоги либо из нашей страны, либо те, кто учился у них. Мне приятно сказать о том, что и наши солисты, завершив танцевальную карьеру, способствуют утверждению традиций российской школы в мире. В США это Станислав Исаев, в Канаде – Вера Тимашова и Александр Горбацевич, во Франции – Андрей Клемм… Выда- ющийся вклад здесь и у Владимира Малахова, и у Ирека Мухамедова…
В декабре вы впервые представите в Монако прекрасный спектакль «Щелкунчик», расскажите о душе этого балета, он ведь идет в вашем театре уже много лет, начиная с 1993?
Это одна из самых прекрасных балетных историй – о том, как важно увидеть не внешность, а душу, о том, как юный человек взрослеет, о том, что мечты сбываются…
Чего ожидать зрителям? Кому стоит пойти на спектакль?
Пойти, я думаю, стоит всей семьей, и детям, и взрослым. Яркая, праздничная феерия будет интересна всем. «Щелкунчик» всегда ассоциируется с волшебным праздником Рождества. Желаю всем радостных и светлых Рождественских праздников, и счастливого Нового года! Ваш театр покорил весь мир.
А на вас какие места произвели самое сильное впечатление? Есть ли у вас уже полюбившиеся места во Франции или Монако?
Сильных и ярких впечатлений от замечательных поездок по всему миру много. Во Франции любимые места – конечно, Париж, и Канны, где мы выпускали премьеру нашей «Спящей краса- вицы». В Монако бывали не раз, любим прекрасное княжество и ждем новой встречи.
Tickets : montecarloticket.com / fnacspectacles.com / ticket@grimaldiforum.mc Tel: +377 99 99 30 00 Info : www.berinart.de Фото Alex Pankov