Диана Вишнёва «Я, прежде всего, сама в себя не верила…»
30 cентября впервые в Монако состоялось уникальное балетное Гала «Le divertissement du roi» или «Мир Дианы Вишнёвой» c участием российской артистки балета Мариинского театра и Американского театра балета, победителя конкурса «Приз Лозанны», лауреата театральных премий «Бенуа танца», «Золотой софит», «Золотая маска», Государственной премии РФ, народной артистки России Дианы Вишнёвой.
Диана, у Вас много побед, наград, за каждой стоит свой путь к успеху. Какая далась Вам труднее всего?
Я никогда не ставила цель идти к какой-то награде и вообще не оценивала, далась ли она мне легко или трудно. То есть, я всегда была одержима совершенно другим в своей профессии, еще со школьной скамьи. Наверное, в начале пути я воспринимала свои награды как аванс, потому что надо было еще дойти, дотянуться.
Сейчас, скорее всего, это уже сознание того, что ты сделал тот или иной проект, спектакль, и твоя работа оценена, ты идешь правильным путем. Конечно, награды получать всегда не только приятно, но это еще приносит и определенное удовлетворение. Награды бывают разные: бывают профессиональные, бывают государственные, бывают просто зрительские. Поэтому все они ценны для меня, но это не то, о чем я думаю в первую очередь Кого бы Вы особо отметили из своих педагогов? Ну, это моя история, весьма личная. Это педагог, который меня увидел первый, когда я пришла в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, куда меня не взяли сначала. Он первый сказал, что в этой девочке что-то есть. Я верю в судьбоносные встречи и в то, что Творцом уже все предопределено. В моей жизни это был как раз такой судьбоносный человек, это – Людмила Валентиновна Ковалева. В итоге я попала к ней в класс, она же меня и выпустила, хотя такого обычно не бывает, за учебный период, как правило, меняются три-четыре педагога. Получилось так, что у меня была только она, это достигалось путем борьбы и конфликтов.
Я продолжала с ней работать и будучи уже в театре, бегая к ней практически по ночам, после учебного дня, в течение 10 лет. Недавно я посвятила Людмиле Валентиновне вечер в Мариинском театре. Ей исполнилось 70 лет. Сейчас я до сих пор с ней, она продолжает работать в театре и преподавать в Академии. Это наша долгая история сотрудничества, я верю ей, она знает меня. Чего только у нас не было, каких только побед и разочарований! Этот человек по жизни со мной, она еще является моей крестной мамой. А так, конечно, каждая встреча с хореографом тебя очень сильно переворачивает и меняет, так же как и новая роль, и новая компания, потому что ты попадаешь в другую среду, в другую систему. Поэтому это огромный опыт.
Что Вас мотивирует на бесконечное движение вперед, новые эксперименты и есть ли люди, которые вдохновляют, возможно, не только в балетном искусстве?
Со школьной скамьи это были те самые люди-легенды среди танцовщиц и танцовщиков, затем хореографы, их определенные шедевры, сегодня меня вдохновляют уже дружеские отношения с ними всеми. Я застала невероятную плеяду гениальных, признанных хореографов, с которыми я смогла поездить по миру, поработать именно в коллективе с их труппами. Сейчас это уже другое поколение молодых, талантливых хореографов. У меня сформирован свой вкус и свой определённый ракурс того, что я бы хотела реализовать. Идей и желаний много, было бы время и здоровье. У меня никогда не было не то что пропуска, у меня нет свободной недели, мое расписание всю жизнь забито и не потому, что я хочу его забить, а просто это огромная коллекция возможностей, из которой я постоянно выбираю те или иные предложения. Конечно, это все было постепенно, к тому, что я имею сегодня, я пришла буквально за последние пять лет. Поэтому выбор очень большой, и в то же время я понимаю, на что я хочу потратить время, и что я хочу сделать дальше.
Как выглядит ваша закулисная жизнь, когда остается немного свободного времени?
Понимаете, работа невероятно тяжелая, поэтому все мое время посвящено тому, как быстрее восстановиться, как можно быстрее создать условия для тела и головы, чтобы отключиться. Все направлено на то, чтобы появилось больше сил и энергии делать что-то дальше и лучше.
Во время гастролей появляется ли время на отдых, развлечения?
Все мои путешествия в рамках работы, как бы они ни были прекрасны, никогда не удается совместить с отдыхом, посмотреть достопримечательности, походить по магазинам. Вообще, каждый поход куда-то – это колоссальная трата энергии, а значит, я уже не смогу на следующий день выложиться на репетиции так, как мне хотелось бы. Обычно я потом отдельно приезжаю в то или иное понравившееся место именно отдыхать.
В свое время Майя Плисецкая на вопрос, как ей удается сохранить изящную фигуру, кратко ответила: «Сижу не жрамши». Поддерживаете ли Вы эту же «диету»?
Вообще, мне кажется, этот миф давно пора развеять! Балерина не может не есть, и я считаю неправильным, что в России даже маленьких девочек, обучающихся балету, начинают ограничивать в еде. Если изначально есть предрасположенность к лишнему весу, то тогда не надо идти в балет, – к сожалению, это так. И вообще, балет – это очень эксклюзивно, также как и спорт. Надо иметь огромное здоровье и обязательно возможность нормально полноценно питаться. Я в этом плане была счастливым ребенком, мне не нужно было себя ограничивать в еде.
Я наполовину татарка, мама у меня превосходно готовит, я не воспринимаю общепит, не ем никогда фастфуд. К сожалению, во время путешествий приходится питаться в общественных местах, но обычно это те рестораны, которые я уже знаю. Для меня очень важны домашние блюда, здоровая, свежеприготовленная пища. Это уже потребность организма: я не буду есть что-то, что не даст мне силы и энергию, я очень избирательна, но ем все без ограничений.
Другое дело, я понимаю, что когда нет большой нагрузки, то, как и любой нормальный человек, я начинаю поправляться, но после отдыха это все сжигается моментально, за неделю, поэтому я никогда не переживаю на этот счет. И организм уже выработал свой определенный лимит: не наешься так, что не встанешь, т.е. просто не сможешь нормально двигаться, существовать, будет некомфортно.
Известно, что Вы неравнодушны к моде, какой стиль предпочитаете вне сцены, какие образы Вам больше импонируют?
Я не одержима непосредственно модой или модными тенденциями, я неравнодушна к разным образам. Для меня важно экспериментировать, постоянно меняться и находить себя другую, я не люблю себя в одном и том же облике, сама себе начинаю надоедать. И все равно, стиль, элегантность, красота – они могут быть как и в классическом направлении, так и в современном.
Поэтому мой гардероб забит всем и вся, и есть много вещей, которые я ни разу не надевала, но это значит, им еще не пришло время. А так я просто прихожу в магазин для определенного вдохновения и созидания красоты, ощущения красивого силуэта, чего-то, что придаст мне ту или иную образность.
За ваш творческий путь возникало ли у Вас когда-нибудь желание все бросить и уйти в другую профессию?
Да, до 25 лет это желание возникало вообще постоянно. Это всего лишь такой ореол успешности, удачливости. На самом деле, я, прежде всего, сама в себя не верила, все верили, все смирились, а я не верила. У меня много душевных сил отнимали вопросы: «Почему все так происходит? Почему, когда ты хочешь созидать, тебе не дают и не помогают в этом?»
Поддерживает лишь небольшая компания единомышленников на кухне. И, конечно, постоянно хотелось все бросить, постоянно хотелось сказать, что это тебе не надо, это не твое, это как-то случайно так получилось, и все-таки посмотри вокруг, может, что-то нужно поменять. Но потом, когда мой мир стал шире, когда я вышла на новый уровень, стала работать с разными хореографами, компаниями, тогда я постепенно поверила в свои силы.
Дальше уже все придирки меня перестали волновать, потому что я стала серьезным профессионалом в своей области, и теперь меня никто не собьет, потому что никто лучше меня не знает, как это надо сделать.
Диана, спасибо, ждем Вас вновь с выступлением на Лазурном берегу!
Тина Шевалье