История самого громкого ограбления на Лазурном берегу
Альбер Спаджари или история самого громкого ограбления на Лазурном берегу.
8 июля 2024 года исполняется 47 лет со дня того самого громкого "Ограбления века". Мы решили вспомнить, как это было, действительно ли организатором был Альбер Спаджари, и мог ли мэр Ниццы Кристиан Эстрози быть причастным к преступлению почти полувековой давности.
Прогуливаясь по улице Жан Медсан в центре Ниццы, в который раз останавливаюсь у банка «Soсiete Generale», что напротив Галереи Лафайет, и думаю, почему местные власти не повесят на этом здании памятную табличку об Альбере Спаджари? Или хотя бы вывеску: «Без оружия, без мести, без насилия»? Ведь это место так же прочно вошло в туристи ческий гид по Ницце, как отель «Негреско» или Английская набережная. Но, видимо, не время еще. Хотя имя Альбера Спаджари знает каждый житель французской Ривьеры, а воспоминания об «ограблении века» превратились в местную гордость.
Но это сегодня, а в 1976 году, 20 июля в центре Ниццы у банка «Societe Generale» стояли сотни горожан, чтобы выяснить, что же произошло с их деньгами, украшениями, документами. За день до того, 19 июля, местная пресса сообщила сенсационную новость: банк ограблен. В сейфовом зале была вскрыта 371 ячейка из 4000. Неизвестные вынесли 50 миллионов франков (примерно 40 млн. евро на сегодняшний день).
Как рассказывали полицейские, прибывшие на место преступления, у них вначале был шок, потом удивление, а в итоге восхищение. На полу в сейфовом зале они увидели разбросанные ювелирные украшения, но не потому, что воры в спешке их забыли. Нет, преступники располагали большим количеством времени. Они тщательно сортировали награбленное: ценное забирали, а мелочь оставляли. Зал был усыпан различными документами, интимными фотографиями местных знаменитостей, развешенными по периметру помещения, крекерами, бутылками с алкоголем, остатками пиццы. Завершив свое дело, грабители оставили плакат с «автографом»: «Без оружия, без мести, без насилия». А рядом с листом зияла огромная дыра в стене, ведущая в туннель…
Сим-сим откройся! Это ограбление называют самым дерзким и недаром. Но, кроме того, оно было и очень трудоемким. Полицейские обнаружили, что к сейфовому залу банка был даже не выкопан, а продолблен восьмиметровый туннель, который тянулся до улицы Gustave Deloye. Именно там проходил один из канализационных коллекторов. Выход наружу был в нескольких километрах от этой улицы, в районе Palais des expositions у реки Paillon. В этом небольшом туннеле правоохранители нашли огромное количество строительных инструментов. Ясно было, что грабители не лопатами копали путь к сокровищам, а профессиональной техникой. При этом никто шумов не слышал. А почему сигнализация не сработала в сейфовом зале? Все просто - её там не было. Никто не мог и представить, что кому-то придет в голову пробурить стену диаметром 1,8 метра под землей. Но такой энтузиаст нашелся, и его имя Альбер Спаджари.
Кто он? Родился Альбер в 1932 году во французском городке Лорань-Монтеглен, потом его родители переехали на юг в городок Йер. В школе мальчишку дразнили «спагетти», как и многих других детей итальянского происхождения. Детство и юность Спаджари не были бурными на события, хотя периоды тюремного заключения все же имелись. В 18 лет он оказался за решеткой за грабеж, а во время Алжирской войны парень входил в националистическую организацию и вновь был приговорен к еще одному заключению.
Революционный возраст закончился, Спаджари вроде бы успокоился, женился и переехал жить в Ниццу, где открыл фотостудию. Кстати, и сейчас студия находится там же, на улице 56, boulevard René-Cassin. Альбер вел размеренную, тихую жизнь жителя Ривьеры, но зачитывался романом Роберта Поллока, который как раз повествовал об ограблении банка через канализацию. Видимо, книга и дала толчок к безумной мечте, а затем к хорошо продуманному плану. Спаджари начал обдумывать ограбление за два года до его реализации, подружился с муниципальным советником, который по чистой случайности работал в банке «Societe Generale». Последний и сообщил, что сигнализации в сейфовом зале нет. Затем Альбер стал набирать помощников. До сих пор неизвестны все участники ограбления. Кроме Спаджари, полиция задержала еще пятерых. Всего же в преступлении века участвовали порядка 13 мужчин.
Рыть туннель они начали 7 мая 1976 года. Каждый день сообщники сантиметр за сантиметром пробивали путь. Иногда камни были настолько огромны, что приходилось семь дней долбить одно и то же место. И лишь 8 июля Спаджари сделал вынужденный перерыв. В Ниццу прибыл Валери Жискар д’Эстен, президент республики. Операция была на гранисрыва, так как полицейские в те дни тщательно проверяли подходы к канализационным коллекторам. Но пронесло. Высокопоставленный гость уехал, и подземные работы продолжились.
Часом «икс» выбрали выходные с 16 по 18 июля. До этого преступники еще раз убедились в том, что сигнализация в «сокровищнице» не работает. Один из них открыл в банке ячейку и установил внутри будильник, который должен был зазвонить ночью. При наличии сигнализации звонок и вибрация должны были бы привести систему защиты в действие. Но ее, как известно, просто не было.
16 мая в 21.30 последние куски стены перед сейфом упали - сим-сим открыл двери. И пока нисуазцы беззаботно отдыхали на летних террасах, Спаджари с подельниками набивали деньгами и золотом сумки. Грабители смаковали свою победу. В субботу вечером, пока друзья Альбера раскрывали банковские ячейки, он сам праздновал победу в ресторане с женой. Правда, ближе к ночи вернулся к подельникам – и не с пустыми руками, а с едой и выпивкой. Пир был на весь «Societe General».
В понедельник банк и Ницца проснулись ограбленными. Воры не оставили никаких улик, ни отпечатков, ни личных вещей. И даже буквы на своем послании преступники писали вместе, каждый по букве, так, чтобы никакой графолог не смог бы определить, кому принадлежит сей «автограф».
Знает один - знает один. Знают двое - знает свинья. Ограбление банка стало темой номер один во французских СМИ на протяжении многих месяцев. Журналисты восхищались «чистым» преступлением и сетовали на слабую работу полиции, а правоохранители, действительно, топтались на месте. Улик было крайне мало. За несколько дней до ограбления в Ницце, в Варе полицейские остановили подозрительных мужчин-строителей, они же попались на глаза стражам порядка и в столице Лазурного берега. В обоих случаях это были Даниэль Микелучи и Жерар Вижье, мелкие бандиты из Марселя. Собственно, они и стали первыми, кого задержала полиция. Ближе к октябрю подруга одного из них проболталась,точнее, похвалилась, что в дерзком преступлении участвовал ее возлюбленный. А возлюбленный с подельником в итоге раскрыли имя организатора.
Альбер Спаджари в это время пребывал в Японии и не просто так, а в качестве официального фотографа нисуазской делегации. Поездка была организована самим Жаком Медсаном, на тот моментом мэром Ниццы. Спаджари вернулся на Лазурный берег 27 октября. В тот же день его арестовали.
Думаете, истории конец, вороказался за решеткой, и украденные деньги вернули? Как бы не так! Ограбление называют самым дерзким и хитрым не просто так. Начались многочисленные допросы и очные ставки. Адвокатом Спаджари был Жак Пейрат, ветеран Французского легиона, который к тому же был одним из создателей Национального фронта и в будущем стал мэром Ниццы. На допросах Спаджари наотрез отрицал свою вину.
10 марта на одной из аудиенций он дал судье бумажку, на которой вроде бы были какие-то засекреченные данные. Судья попросил конвой покинуть кабинет. Пока представитель Фемиды разбирал послание, Спаджари открыл окно и выпрыгнул. Внизу вора ждал парень на мотоцикле. Не будем вас томить долгим рассказом о побеге, просто скажем, что он удался на славу. Спаджари покинул Францию и поселился где-то в Аргентине. Скрывался там под вымышленными документами и переделанной внешностью. А уже в 2000 годах стало известно, что нисуазский вор каким-то образом сотрудничал и с ЦРУ.
Умер «великий» вор 8 июня 1989 года в Италии. Представьте себе, ему каким-то образом удалось вернуться в Европу, и, вполне возможно, Францию он тоже посещал.
В этом деле до сих пор много легенд, слухов, домыслов. Например, долгое время многие жители Ривьеры считали, что правые политические силы способствовали побегу Спаджари. Из-за этого Жак Медсан даже не стал участвовать во втором туре выборов 1977 года. А также по Ницце гуляли слухи, что за рулем мотоцикла, который ждал у суда Спаджари, был сам Кристиан Эстрози. Такие домыслы основаны на том, что нынешний мэр бывший чемпион по мотокроссу. Но Эстрози доказал, что в тот день он был в Дейтон-Бич.
Кто был истинным организатором «ограбления века».
В 2010 году некий Амиго написал книгу «Правда об ограблении в Ницце». Книжицей заинтересовались правоохранители, и, нужно сказать, не зря. В ней описывались удивительно точные подробности преступления 47-летней давности, которые не мог знать посторонний человек. Следствие выяснило, что запсевдонимом Амиго скрывается Жак Кассандри, хорошо известный французской полиции. В начале 70-х его судили в связи с делом о ликвидации крупной группировки, занимавшейся торговлей героином, а в 1994-м - за организацию проституции.
Автор книги признавался, что устал «жить в тени» Спаджари, и уверял читателей – ограбление организовал он сам. Судя по всему, полицейские поверили этой истории, так как дома у Кассандри провели обыски. На жестком диске его компьютера нашли рукопись. Дети Кассандри на допросах рассказали, что их отец часто хвастался: план и идею ограбления придумал именно он.
Срок давности «ограбления века» истек в 2010 году, однако в 2011-м Кассандри все равно был задержан по обвинению в отмывании награбленных денег. Адвокаты Кассандри настаивают, что его роман не может быть использован в качестве доказательства в суде. По версии следствия, Кассандри купил на украденные деньги виллу в департаменте Савойя, ночнойклуб в Марселе и участок земли на своей родной Корсике.